Метод «зелёной ручки». Как применить его в обучении ребёнка?
Воспитать и обучить ребёнка так, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком – задачка со звёздочкой, особенно сегодня, когда и родители заняты, и у детей масса отвлечений в виде разнообразных гаджетов. Но задача эта выполнима, а чтобы её облегчить, есть множество приёмов, которые можно внедрять в процесс обучения своего ребёнка. Об одном из них – методе «зелёной ручки», мы сейчас поговорим подробнее.
В чём суть?
Мы машинально склонны обращать внимание на недостатки и слабые стороны у себя и у других. Не все это осознают, но такая привычка формируется ещё в детстве, а потом сильно мешает по жизни. Именно отсюда рождается большинство комплексов, включая комплекс отличника, неуверенность в своих силах, излишняя ранимость и страх совершить ошибку. В самостоятельной жизни всё это мешает сохранять положительный взгляд на себя, свои ошибки, окружающих и жизнь в целом. Но откуда всё это берётся?
Помните, как учителя в школе обводили и подчёркивали ваши ошибки красной ручкой? Неважно, как много всего было сделано правильно, в глаза бросались именно эти яркие пометки. Так, медленно, но верно, формировалась привычка видеть только ошибки и на них зацикливаться.
Но есть и другой метод. Представьте, что было бы, если бы вместо ошибок, в тетради обводили зелёным всё то, что вы сделали правильно? Именно в этом и заключается принцип «зелёной ручки» - акцентировать внимание на успехах. Этот метод разработал основатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили.
Как это работает?
Наш мозг устроен очень интересным образом – он хочет повторить то, что запоминает. А запоминает он то, на чём концентрируется. Так что, если мы выделяем и подчёркиваем ошибки, мозг концентрируется на них, повторяет их. Так и формируется мышление неудачника. А если мы подчёркиваем о, что получается хорошо, мозг запоминает и повторяет успехи. Так формируется мышление успешного человека.
Попробуйте практиковать метод «зелёной ручки» со своим ребёнком, и вы заметите, как он станет более уверенным и счастливым. Например, подчёркивайте правильные ответы, когда делаете с ним уроки. Хвалите его за то, что получилось хорошо в домашних делах, вместо того чтобы ругать за то, что не получилось.
Кстати, в нашей архитектурной школе мы не подчёркиваем ошибки, а стараемся мотивировать ребят, используя метод «зелёной ручки». Приходите на пробный урок, чтобы увидеть это своими глазами.